Используем все достижения восточной и западной медицины
Фейсбук Инстаграм Ютуб ВКонтакте
+7 (495) 647-40-48
с 09:00 до 21:00, без выходных
Бесплатный прием
Бесплатный прием
Бесплатный первичный прием только до 31 июля
Лицензия минздрав
Лицензия минздрава
Выдана департаментом здравоохранения г. Москвы
Эффективное лечение
Эффективное лечение
В первую очередь, устраняем причины заболеваний
Уникальные методики
Уникальные методики
Без операций, гормонов и побочных эффектов

Гомбожаб Цыбиков

В 1905 году малоизвестный и находящийся на грани закрытия журнал National Geographic публикует первые в мире фотографии запретной для европейцев столицы Тибета — Лхасы. Выпуск имел успех и, в сущности, спас издание от банкротства. Автором фотографий был Гомбожаб Цыбиков, российский путешественник и ученый, которому удалось проникнуть в закрытый от иностранцев Тибет и не только рассказать о нем миру, но и показать его.

Цыбиков родился в 1873 году в Забайкалье, в уважаемой бурятской семье. Начальное образование он получил в местной приходской школе, затем закончил гимназию и за свои успехи получил стипендию на обучение в Томском университете, где избрал медицинский факультет — один из лучших в России. Пока юноша учился, родные края навестил уже знакомый нам Петр Бадмаев. Он приметил способного студента, и под его влиянием Цыбиков бросил медицину, стал учить китайский, монгольский и манчжурский языки, а затем поступил в Санкт-Петербургский университет на факультет востоковедения. Стипендию обеспечил Бадмаев. Правда, позднее высокое руководство обязало всех стипендиатов принять православие. Гомбожаб остался привержен буддизму и закончить обучение смог только при поддержке земляков.
Это были годы, когда Россия и Британия вели «Большую игру» — соперничали за господство и влияние в Центральной и Южной Азии. Снаряжались многочисленные экспедиции, но не всем путешественникам, даже самым опытным (например, Н. М. Пржевальскому) удавалось пересечь границы тщательно охраняемого Тибета.
Тогда было решено действовать хитростью: собрать паломническую группу российских буддистов, бурят и калмыков и внедрить в нее ученого-востоковеда с тщательно замаскированным фотооборудованием. Этим ученым и стал Гомбожаб Цыбиков.

Конец XIX века — время больших геополитических страстей, поэтому ни одна экспедиция не могла в те годы быть строго научной. Государство финансировало путешествия, надеясь получить сведения, которые затем можно было бы использовать в экономических, дипломатических или военных целях. Вот и паломничество группы российских буддистов в Тибет было инициировано приездом в Санкт-Петербург в 1898 г. посланца Далай-ламы, а организовано при активнейшем участии не только Российского Географического общества, но и Главного штаба (то есть военного министерства).
Цыбиков получил самую продвинутую по тем временам компактную фототехнику, которую можно было спрятать под просторными одеждами паломника. В конце лета 1900 г. группа достигла Лхасы. Молодой востоковед был вынужден скрывать свои занятия. Власти не без оснований опасались шпионажа, местные жители вполне могли решить, что фотограф владеет черной магией, и даже товарищам по путешествию полностью доверять было нельзя. Разоблачение могло бы стоить ему жизни.
«О проклятие, скрываться! – Цыбиков в дневнике. – Сегодня я просидел около одного часа за городом, для того, чтобы снять монастырь Чжан-цзая. К канаве, где я сидел, то и дело приходили за водой, а некоторые здесь мыли шерсть и др. К тому же по дороге туда и сюда проходили люди. Я сел за высокий берег канавы, откуда и сделал один лишь снимок».
Всего за год пребывания в Тибете Цыбикову удалось сделать около сотни фотографий. В мае 1902 г. он вернулся в Петербург, привезя, помимо фотоматериалов, множество тибетских книг. Еще через год он прочитал в РГО лекцию «О Центральном Тибете», сопровождая рассказ диапозитивами со своих фотографий. Это была научная сенсация.

Благодаря Гомобжабу Цыбикову мы можем увидеть Лхасу, столицу Тибета, такой, какой она была в тот недолгий период, когда это государство пользовалось относительной независимостью. На фотографиях запечатлены зимний и летний дворцы далай-ламы, дворец тибетских царей, черепичный «Бирюзовый мост», монастыри в Лхасе и окрестностях и даже религиозные процессии (фотографировать людей было особенно опасно, поэтому таких снимков совсем мало). Замкнутый, затерянный мир, очень быстро изменившийся до неузнаваемости в ходе истории: уже в 1912 году началась китайско-тибетская война, многое было разрушено или перестроено.

Цыбиков вел подробный дневник, где описывал жизнь тибетцев, их обычаи, особенности богослужений — бесценный научный материал! Всё, что не мог сфотографировать, старался измерить и зарисовать. Ему удалось принять участие в поклонении далай-ламе и получить не только благословение, но и особый охранительный талисман. Это несколько сняло напряженность: в Тибете востоковед вынужден был все время держаться настороже, потому что его занятия, интересы и манеры казались окружающим слишком светскими. Талисман вызывал уважение и у монахов, и благодаря ему Цыбиков смог купить и привезти в Россию несколько сундуков с древними книгами и рукописями. Кстати, сундуки сохранились до сих пор, они находятся вместе с другими личными вещами ученого в Агинском краеведческом музее. Сами книги хранятся в научных библиотеках, а оригиналы фотографий — в архиве Российского Географического общества в Санкт-Петербурге.
Главный труд Гомбожама Цыбикова, книга «Буддист-паломник у святынь Тибета», была издана в Петрограде в 1918 году, что само по себе удивительно. В дальнейшем ученый посвятил себя преподаванию, переводу важного для тибетского буддизма текста «Ламрим» (руководства по пробуждению духа) и созданию учебников по бурятскому, тибетскому и монгольскому языкам. Затем он отошел от дел, вернулся в родные места, занялся скотоводством и в 1930 году умер в войлочной юрте, которую специально попросил поставить для себя, предчувствуя приближение конца.

Оценка читателей
Рейтинг: 0 / 5 (0)

Смотрите также

ОтменитьДобавить комментарий